Образ Ислама как угрозы в пропаганде: случай в Хабаровске
Внедрение в сознание населения исламофобских штампов через образы массовой культуры происходит в России давно. Даже безобидные, на первый взгляд, советские фильмы вроде "Белого солнца пустыни" содержали вполне конкретный посыл: Ислам - это опасный Другой, басмачи, "угнетенные женщины Востока", укутанные в паранджи, которым несет прогресс и цивилизацию собирательный товарищ Сухов. Об исламофобской пропаганде, вылитой на россиян с началом чеченских войн через многочисленные сериалы, блокбастеры и прочие отходы третьесортной российской киноиндустрии не приходится и говорить - количество соответствующего контента зашкаливает, а качество удручает.
Однако когда стереотип "Ислам = враг" внедряется в население властями и силовиками на официальных мероприятиях, это уже нечто иное. И именно это произошло в конце июня в Хабаровске на массовом зрелищном мероприятии, организованном для населения на городском военном аэродроме. В ходе него было продемонстрировано как под чтение аятов Священного Корана мифические боевики захватывают в заложницы не менее мифических сотрудниц Красного креста.
https://www.youtube.com/watch?v=Z0hEdnVXcP8&fbclid=IwAR1hVTcYu2_gUnOQGNtZaWkT2NYef34mHfO7uWQivLsMYYtL1op8mNRQceI
С одной стороны, конечно, можно возразить, что злодеяния, совершенные во имя Ислама, нередкость. Но даже, если встать на позиции российского официоза, разве редко военнослужащие и прочие силовики из мусульманских регионов, некоторые из которых тоже делают намаз и читают Коран, выполняют его задачи где-нибудь в Чечне, Сирии или даже на Донбассе? Почему же тогда соответствующая пропаганда выставляет мусульман только как анти-героев, но никогда не как героев, даже когда те служат целям Кремля?
Далее, мы все уже привыкли, что в качестве визитной карточки хрестоматийных террористов в подобных ситуациях преподносится возглас "Аллаху Акбар", что, конечно, мало радует мусульман, но по крайней мере, правдоподобно. Однако любой грамотный и непредвзятый эксперт, если бы к нему обратились сценаристы данного мероприятия, разъяснил им, что совместить проведение боевой операции с чтением Корана в такой спокойной и сосредоточенной манере малореально. А если говорить о "музыкальном сопровождении" из динамиков, то скорее в таком качестве можно себе представить боевой нашид (да и то маловероятно), но уж точно не чтение аятов, которым мусульмане внимают в состоянии особой концентрации.
Наконец, главное - в ст. 148 Уголовного кодекса РФ о преступлениях против права на свободу совести и вероисповеданий есть пункт об оскорблении чувст верующих. Под составом такого преступления понимаются публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, причем в нынешней России эта статья применяется к месту и не к месту за острую критику в адрес РПЦ. Но что на счет религиозных чувств мусульман? Использование аятов Корана в качестве маркера террористов, причем, не каким-то частным лицом - режиссером и сценаристом, а властями и силовиками, которые должны стоять на страже интересов всех граждан, включая мусульман, это ли не оскорбление их религиозных чувств?
// Икрамутдин Хан, ГолосИслама